Мартинизм в России

08/12/2012

Мартинизм в России появился впервые в XVIII-м веке. Это было учение, завезенное сюда розенкрейцерами и масонами, занимавшимися энциклопедическим просвещением.

Вдохновителем этого учения был француз, - Луи Клод де Сен-Мартен, который в конце XVIII-го века, незадолго до начала французской революции, начал писать мистические книги под псевдонимом Неведомый Философ. Философию Луи Клода де Сен-Мартена оказалась востребованной в России, возможно даже больше, чем в самой Европе того времени. Такие деятели масонства времен правления императрицы Екатерины, как Елагин Иван Порфирьевич, Новиков Николай Иванович, увлекались чтением и изучением его книг, встречались с ним лично при его приезде в Москву и Санкт-Петербург, и даже взялись переводить труды Сен-Мартена с французского на русский язык.

Удивительное дело: новиковский перевод книги «О заблуждениях и истине» Неведомого Философа вышел всего лишь год спустя после того, как сама книга была издана на французском языке в Париже. Сам Новиков, будучи вдохновлен учением Сен-Мартена, проявлял и к учению, и к его вдохновителю недюжий интерес, и даже получил посвящение в так называемый «Круг друзей Сен-Мартена».

Мартинисты XVIII-го века занимались благотворительностью, издавали в собственной типографии сделанные ими переводы, а также мистическими размышлениями и молитвами. Молитвенная практика, которой они занимались, называлась у Сен-Мартена «Путем Сердца», и предполагала уход от мирской суеты, и все большее погружение в поиски общения с Богом. Сен-Мартен был христианином, и его мистика типично христианская. Московские мартинисты были православными, и, конечно, многие положения учения Сен-Мартена понимали через призму православного христианства, хотя, конечно, сам Сен-Мартен был рожден в католической среде. Естественно, его труды несли отпечаток западной богословской мысли.

После французской революции в Российской Империи все тайные общества попали под запрет. Николай Иванович Новиков был арестован, подвергся допросам, тиражи его книг были изъяты, и многие переведенные книги были уничтожены. В том числе подвергся изъятию и уничтожению перевод книги Сен-Мартена «О заблуждениях и истине». Николай Иванович Новиков появился на свет в родовой усадьбе в Авдотьино. Издательские дела способствовали более к его проживанию в Москве и Санкт-Петербурге, однако, после освобождения из Шлиссельбургской крепости он вновь приехал в свое родовое имение, и почти не выбирался из него, занимаясь лишь его благоустройством. Это место славится своей загадочностью и привлекает многочисленных посетителей, интересующихся историей тайных обществ и мистикой вообще.

До нашего времени сохранились практически все постройки, кроме главного дома, который был разобран следующим владельцем. В Тихвинской церкви, построенной в 1753 году, справа у алтаря, в полу около медной таблички, — могила Николая Ивановича Новикова. В двухэтажном каменном флигеле с мемориальной доской на фасаде иногда порой открывается музейная выставка. Однако тех, кто приходит сюда для приобщения к мистике того времени, больше всего интересует архитектурный проект, разработанный Новиковым, и призванный символизировать единую братскую цепь мартинистов, опоясывающую весь мир: это так называемые «дома связи» — каменные дома на четыре крестьянские семьи. Якобы Новиков строил розенкрейцерский и мартинистский храм, алхимическую лабораторию и подземные ходы, соединяющие Авдотьино с соседними масонскими усадьбами. Земля периодически проваливается, но местные жители изучать лабиринты боятся.

После небольшой оттепели при императоре Павле тайные общества в России снова попадают под запрет при императоре Александре I, и в 19 веке в Российской Империи более не действуют тайные общества, а последние оставшиеся их представители постепенно вымирают от старости. Только в начале 20 века, в 1901, 1905, 1906 годах в Россию снова привозят мартинизм и делают это с ведома и, возможно, даже с благословения императора Николая II, который лично приглашал сюда основателя нового Мартинистского Ордена Доктора Жерара Анкосса (Папюса), автора многочисленных книг об алхимии, магии и оккультизме.

Периодически различные источники, чье мнение вполне может быть ложным, утверждают даже, что якобы Папюс посвящал в мартинизм самого Николая II, и даже о том, что император Николай II некоторое время возглавлял самолично мартинистскую ложу «Крест и Звезда» в Царском Селе.

Но все эти слухи, появляющиеся иногда даже в некоторых французских книгах о мартинизме, не опираются ни на какие достоверные источники, и вполне могут быть полетом фантазии и попыткой придать мартинизму начала 20 века больший вес, чем он имеет. Как бы там ни было, достоверно известно, что к 1908-му году интерес императора Николая II к Папюсу и к его занятиям заметно снижается. Они, конечно, продолжают переписываться, но гораздо менее интенсивно.

За время последнего своего приезда в Россию Папюс назначил своим представителем по мартинизму в России Чеслава Чинского, который в дальнейшем принял в ряды мартинистской ложи в России Григория Оттоновича Мебеса и Петра Михайловича Казначеева. После того, как Чинский был со скандалом изгнан из Санкт-Петербурга в Варшаву, ГОМ и Петр Казначевв стали писать Папюсу письма, уговаривая назначить вместо Чинского одного из них. Казначеев даже послал в Париж свою подругу, - Лилию Рындину, и она склонила чашу весов в сторону Казначеева. ГОМ же объявил об отделении тех лож, на которые имел влияния, от парижского Мартинистского Ордена, и провозгласил автономность.

Дальнейшая история мартинизма в Российской Империи не блещет какими-то яркими фактами и свершениями. Мартинисты как Мебеса, так и Казначеева, собирались на квартирах, читали различные книги, изучали символизм. Мебес даже вел курсы по оккультизму, однако последователи Мебеса были гораздо более активно, в то время как последователи Казначеева постепенно теряли ко всему интерес и прекращали свою деятельность.

С приходом к власти большевиков деятельность мартинистов Григория Оттоновича Мебеса в Санкт-Петербурге попала под внимание ОГПУ. И в 1926 году почти все члены ложи Григория Оттоновича Мебеса были арестованы, так же, как и он сам. Наиболее активные были приговорены к ссылке в разные уголки тогда уже Советского Союза, а остальные выпущены с предупреждениями и строгими выговорами. Прелюбопытнейшим фактом является то, что все материалы и инвентарь мартинистов при аресте были изъяты, а уже в современное нам время после перестройки, часть материалов и протоколы допросов Мебеса и мартинистов его ложи были изданы историком Андреем Леонидовичем Никитиным в книге «Эзотерическое масонство в Советской России».

Практически все мартинисты, современные Григорию Оттоновичу Мебесу, вымерли за период правления Советской власти, и никто из них не дожил до перестройки. Однако в наше время мартинизм в России тоже существует. Как это ни странно, но организация, представляющая мартинизм в России, тоже автономная, как и Автономный Орден Мартинизма Григория Оттоновича Мебеса 100 лет назад.

Нельзя сказать, что данный Орден чем-то примечателен: делами благотворительности, или же изданием каких-то книг. Может быть, в силу еще недолгого своего существования в России. Может быть, в силу того, что члены этой организации мало афишируют свою деятельность.

В различных интервью и в материалах их официального сайта говорится, что Автономный и Суверенный Древний Орден Мартинистов – Мартинезистов получил свою преемственность из США и Канады, что лишний раз указывает на то, что мартинизм времен Мебеса в нашей стране не сохранился. Современные мартинисты и Автономного Суверенного Древнего Ордена Мартинистов - Мартинезистов активно контактируют с масонами Великой Ложи России Андрея Владимировича Богданова, кандидата в президенты за 2008 год, и вполне возможно, могут иметь какие-то общие проекты.

Интересно также заметить, что члены этого Ордена проводят свои собрания в отеле Метрополь, чего не могли себе позволить их предшественники ни в XX веке, ни в XVIII, когда деятельность тайных обществ зачастую вызывала подозрения у властей и общества. В наше же время, фотографии собраний ордена мартинисты свободно публикуют на своем сайте. Со времен перестройки прошло еще не так много времени для того, чтобы тайные общества после тотального запрета, существовавшего в Советском Союзе, смогли окрепнуть и иметь какое-то серьезное влияние. Однако первые ростки этого уже видны.

Остается только надеяться на то, что нынешние мартинисты внесут положительный вклад в культурный фонд страны, что удалось сделать их знаменитым предшественникам.

Культура Все новости раздела

В Санкт-Петербурге пройдет Фестиваль этнической культуры ETHNOLIFE

12/01/2006

21 и 22 января концертном зале отеля «Санкт-Петербург» состоится Фестиваль этнической культуры ETHNOLIFE. Фестиваль пройдет при информационной поддержке Комитета по Культуре и Генерального Консульства Индии в Санкт-Петербурге. Как считают организаторы фестиваля, ETHNOLIFE – это решение приблизить древнее наследие мировой этнокультуры к технологиям и ритмам современной цивилизации; искусство жить в согласии с собой и окружающим миром.

Фестиваль популяризирует здоровый образ жизни, и выступает за межнациональную дружбу и культурное сотрудничество различных народов Земли. Оргкомитетом фестиваля готовится уникальная шоу-программа, которая соединит элементы различных национальных культур: Русско-Славянской, Армянской, Кельтской, Индийской, Китайской, Африканской, Латиноамериканской, Испанской.

30/11/2005

В «Вереске» пройдет презентация альбома «Рады & Терновника»

21 декабря в 21.00 в московском клубе «Вереск» состоится презентация нового альбома группы «Рада & Терновник» – «Заговоры». Альбом записывали более года, для участия в записи были приглашены музыканты, работающие в самых различных традициях. Сергей Старостин известен как хранитель русской традиции и исполнитель на древних русских народных инструментах – рожке, калюках, двойчатках. Настя Паписова, играющая на кельтской арфе, одна из первых в России начала осваивать этот сладкозвучный инструмент. Дима Глоба играет на тибетских трубах дунчен и ганлин, на австралийском инструменте диджерриду, а также, исполняет вокальные партии в стиле горлового пения. Один из лучших джазовых духовиков Сергей Летов вплетает звуки флейты и саксофона в сложную ткань песен «Р&Т», флейта вторит рожку, а саксофон кельтской арфе.

03/11/2005

В клубе «Релакс» состоится концерт памяти Игоря Талькова

9 ноября в московском клубе «Релакс» состоится концерт памяти поэта и музыканта Игоря Талькова. В концерте примут участие российские рок-группы «7 этаж», «Верховье», «Стеклярус», «Бензин». Музыканты исполнят песни Игоря Талькова, а также собственные произведения. Один из участников концерта, музыкант группы «Верховье» Дмитрий Коледин, заявил: «Мы играем на этом вечере, так как считаем, что Игорь Тальков – это человек духа и большой любви к истине, обладающий потрясающей честностью и искренностью, оказавший огромное влияние на формирование новой музыкальной и поэтической культуры России, в том числе и на наше мировоззрение. Игорь Тальков живет в нашем сердце».

07/10/2005

13 октября в Домжуре будут «менять восприятие музыки»

13 октября в Доме Журналистов состоится необычный концерт. Концертный сезон откроют два близких по духу музыкальных коллективв - Добровольный Оркестр хемулей и акустик-бэнд «ПОТАПОВ Л.». Добровольный Оркестр хемулей появился в конце 2002 года, акустик-бэнд «ПОТАПОВ Л.» - в начале 2003. У обеих команд уже есть своя аудиторию. Они отметились в ряде клубов и на фестивалях, побывали в эфире радио «Культура». Группы считают, что прошли похожие пути, которые сойдутся на сцене Дома Журналистов.