Иконография степной победы
30/05/2005

Достаточно заменить в середине данного заглавия глухую согласную звонкой, чтобы Победа стала «стёбной». Но именно этого больше всего опасался Александр Петровичев – куратор проекта «Победа. Монументы», представленного в дни юбилейных военных торжеств московской галереей «Крокин». «Я хочу, чтобы было соблюдено одно условие: никакого стёба! – наказывал он участникам проекта. – Во всем остальном я готов предоставить вам абсолютную свободу».
Эта задача оказалась как нельзя более созвучна насущным проблемам современного художественного процесса, в недрах которого давно назрела Великая Цель: самопреодоление постмодерна. Люди устали от бесконечных иронических игр, засилья имитаций и фиглярского жонглирования разнородными стилистическими элементами. Налицо жестокий дефицит подлинности чувств. А так как постмодернизм в современном искусстве так или иначе тотален, выкарабкиваться можно, главным образом, изнутри.
Утлую лодчонку камерного проекта (6 художников, большая часть которых представила по одной-единственной работе) счастливым образом удалось провести между Сциллой стёба и Харибдой ура-патриотизма. Все участники выставки родились уже после окончания войны, но самому молодому из них, Алексею Гинтовту, уже стукнуло 39. Все они оказались способны пережить военную тему в цивилизованном диапазоне ракурсов - от экзистенциального до метафизического. Но генеральным лейтмотивом экспозиции оказался конный вектор, и особо заостриться хочется именно на нем.
Куратор Петровичев решил скрепить несколько разнородные части экспозиции хроникальным видеоизображением проезда маршала Жукова на коне в процессе знаменитого парада 24 июня 1945 года. Замедленные кадры параллельно транслировалась на видеомонитор и в проекции на стену, где эпохальная картинка была растянута в 16 раз. Мерно покачивающаяся под всадником лошадь вызывала неожиданные ассоциации: когда 5 мая в полуфинале Кубка УЕФА ЦСКА победил в Москве итальянскую «Парму» со счетом 3:0, армейские болельщики запустили над стадионом огромного надувного коня, который наподобие приснопамятной пинкфлойдовской свиньи сюрреалистически улетел в ночные небеса. Так уничижительная кличка ЦСКА – «кони» – оказалась дружелюбно обыграна и претворена в символ великой футбольной победы армейского клуба. А чарующе-приторможенный магнетизм плавно гарцующего жуковского коня словно символизировал запоздалый отход отечественного авангарда от концептуального антисталинизма Комара-Меламида и агрессивно-эпатажного глума Игоря Сергеева.
«Властные отношения всегда иррациональны, в них присутствует элемент гипнотичности, им не чужды состояния магического очарования», – писали 80 лет назад «Евразийские хроники». Гипнотические колебания конного Жукова предваряли главную работу выставки - войлочное полотно «Гроза» не чуждого евразийству Алексея Гинтовта.
Конные Сталин и Жуков озарены вспышкой молнии в грозовой степи. Этот величественный, но бесконечно далекий от кондового патриотизма, глубоко евразийский образ создан посредством нанесения нитрокраски спреем через трафарет на огромный кусок войлока. В процессе работы споры нитрокраски яростно рвались под трафарет, и Гинтовту приходилось кропотливо закреплять его булавками с интервалами в три-четыре миллиметра. Поистине немецкая тщательность! Но немец исстари был ненавистен евразийцам. «Мы должны привыкнуть к мысли, что романо-германский мир со своей культурой - наш злейший враг», - задолго до войны наказывал потомкам один из основоположников движения князь Н.С.Трубецкой.
Брутальная фресковость в сочетании с чеканной, геральдической стилистикой «Грозы» могли бы превратить ее в форменную икону евразийства, будь этот потенциальный акт в достаточной мере востребован историей. Как известно, согласно постулатам течения, главный факт истории Евразии - победа «степи» над «лесом». «Грозовые» лица Жукова и Сталина прорисованы так, что оба деятеля смахивают на каких-то воинов-сарматов, главарей орд бескрайней степной цивилизации, готовых сокрушить покусившуюся на их пространства силами хвойных демонов Шварцвальда лесную старушку-Европу. Примечательно, что в композиционном плане главной фигурой полотна является реальный военачальник Жуков, а Сталин оказывается какой-то гремучей смесью серого кардинала, хитроумного господаря и кукловода, эдакой византийско-иезуитской тенью за спиной могучего вояки-главнокомандующего. Это распределение ролей лишний раз обозначает удаленность концепции проекта от коммуно-патриотических канонов.
Менее монументально, но более человечно звучала нота этой удаленности в работе Александра Пономарева «Мой дед» - в сущности, простой увеличенной фотокарточке, покрытой кровавым шрифтом. Текст гласил, что запечатленный на негативе молодой человек с доверчивым взглядом - комиссар 242 полка 10 дивизии НКВД, который героически погиб 26 сентября 1942 года при обороне Сталинграда. Легко предположить, что дед Пономарева попросту служил в заградотрядах и был убит своими же соотечественниками, идущими на прорыв в отступление. У посетителей экспозиции был повод задуматься, не следует ли считать судьбу таких жертв войны даже более трагической, нежели тех, кто хрестоматийно принял смерть от рук немецко-фашистских захватчиков.
И словно для контраста в административном помещении галереи игриво стояла нашумевшая пару лет назад фаянсовая скульптура Дмитрия Цветкова «Наш мальчик терпит». Писающий западный фавн и наш пацан, в героически-стыдливом пароксизме удерживающийся от мочеиспускания. В ту пору иные остроумцы предлагали переименовать работу: дескать, это не наш парень терпит, а «Их мальчик ссыт»! Такие вот грани и оттенки постмодернистского патриотизма. В системе координат выставки эта комичная скульптурная группа неожиданно оказалась важнейшей оттеняющей доминантой. Для тех, кто заметил, конечно.
(c) ART-DIGGER, (c) ИА «Выборы-Инфо»
Культура Все новости раздела
В Санкт-Петербурге пройдет Фестиваль этнической культуры ETHNOLIFE
12/01/2006
21 и 22 января концертном зале отеля «Санкт-Петербург» состоится Фестиваль этнической культуры ETHNOLIFE. Фестиваль пройдет при информационной поддержке Комитета по Культуре и Генерального Консульства Индии в Санкт-Петербурге. Как считают организаторы фестиваля, ETHNOLIFE – это решение приблизить древнее наследие мировой этнокультуры к технологиям и ритмам современной цивилизации; искусство жить в согласии с собой и окружающим миром.
Фестиваль популяризирует здоровый образ жизни, и выступает за межнациональную дружбу и культурное сотрудничество различных народов Земли. Оргкомитетом фестиваля готовится уникальная шоу-программа, которая соединит элементы различных национальных культур: Русско-Славянской, Армянской, Кельтской, Индийской, Китайской, Африканской, Латиноамериканской, Испанской.
08/12/2012
07/08/2006
05/06/2006
01/10/2005
26/09/2005
31/08/2005
28/08/2005
17/08/2005
17/08/2005
17/08/2005
16/08/2005
16/08/2005
15/08/2005
15/08/2005
13/08/2005
11/08/2005
30/11/2005
В «Вереске» пройдет презентация альбома «Рады & Терновника»
21 декабря в 21.00 в московском клубе «Вереск» состоится презентация нового альбома группы «Рада & Терновник» – «Заговоры». Альбом записывали более года, для участия в записи были приглашены музыканты, работающие в самых различных традициях. Сергей Старостин известен как хранитель русской традиции и исполнитель на древних русских народных инструментах – рожке, калюках, двойчатках. Настя Паписова, играющая на кельтской арфе, одна из первых в России начала осваивать этот сладкозвучный инструмент. Дима Глоба играет на тибетских трубах дунчен и ганлин, на австралийском инструменте диджерриду, а также, исполняет вокальные партии в стиле горлового пения. Один из лучших джазовых духовиков Сергей Летов вплетает звуки флейты и саксофона в сложную ткань песен «Р&Т», флейта вторит рожку, а саксофон кельтской арфе.
03/11/2005
В клубе «Релакс» состоится концерт памяти Игоря Талькова
9 ноября в московском клубе «Релакс» состоится концерт памяти поэта и музыканта Игоря Талькова. В концерте примут участие российские рок-группы «7 этаж», «Верховье», «Стеклярус», «Бензин». Музыканты исполнят песни Игоря Талькова, а также собственные произведения. Один из участников концерта, музыкант группы «Верховье» Дмитрий Коледин, заявил: «Мы играем на этом вечере, так как считаем, что Игорь Тальков – это человек духа и большой любви к истине, обладающий потрясающей честностью и искренностью, оказавший огромное влияние на формирование новой музыкальной и поэтической культуры России, в том числе и на наше мировоззрение. Игорь Тальков живет в нашем сердце».
07/10/2005
13 октября в Домжуре будут «менять восприятие музыки»
13 октября в Доме Журналистов состоится необычный концерт. Концертный сезон откроют два близких по духу музыкальных коллективв - Добровольный Оркестр хемулей и акустик-бэнд «ПОТАПОВ Л.». Добровольный Оркестр хемулей появился в конце 2002 года, акустик-бэнд «ПОТАПОВ Л.» - в начале 2003. У обеих команд уже есть своя аудиторию. Они отметились в ряде клубов и на фестивалях, побывали в эфире радио «Культура». Группы считают, что прошли похожие пути, которые сойдутся на сцене Дома Журналистов.