Турникеты: эксперимент на людях

15/02/2005

В 2001 году в Зеленограде начался эксперимент по внедрению в наземном транспорте Автоматизированной системы контроля проезда – «Электронного кондуктора». Власти Москвы посчитали опыт успешным, и в соответствии с Постановлением от 16 июля 2002 года № 549-ПП «О результатах эксперимента по повышению сбора проездной платы и учету перевозки пассажиров в наземном городском транспорте Зеленоградского административного округа» было решено принять за основу и продолжить совершенствование технологии автоматизированного контроля проезда и учета перевозки пассажиров, позволяющей:

  • повысить доходы эксплуатационных предприятий пассажирского транспорта;
  • осуществлять оперативный учет перевозки пассажиров, в т.ч. льготных категорий, и мониторинг пассажиропотоков;
  • совершенствовать маршрутную сеть и графики движения;
  • изменить систему планирования и расчетов с перевозчиками за фактически выполненные объемы работ по перевозке пассажиров.

Схема действия системы проста – потенциальные пассажиры покупают билеты (одноразовые, на месяц или льготные), при проходе АСКП (автоматизированная система контроля проезда) фиксирует каждый новый билет, затем информация с компьютера считывается в центре Мосгортранса. Аналитики просматривают данные и принимают решения, призванные улучшить транспортную ситуацию в Москве. Полученная статистика позволяет выяснять, какие маршруты и в какое время нуждаются в дополнительных машинах, а где недогруз пассажиров, и транспорт ходит практически пустым. Теоретически повышение доходов с продажи билетов также должно обеспечить повышение заработной платы работникам транспортной сети и ликвидировать «текучку» кадров, обусловленную низкой и нестабильной заработной платой.

По сообщениям Мосгортранса, практика введения АСКП уже дала положительные результаты:

  • На 52% увеличились доходы от продажи проездных билетов населению. Приток новых средств позволяет постоянно обновлять подвижной состав автобусных парков. Как результат Мосгортранс демонстрирует повсеместное введение комфортабельных низкополых автобусов.
  • Удалось разгрузить особенно напряженные маршруты. Данные, считанные с «электронных кондукторов», позволили определить, где и в какое время машин на линии не хватает.

Кроме того, как подчеркивает Мосгортранс, АСКП совместима с Социальной картой москвича, что обеспечивает еще большее удобство пассажиров при пользовании транспортом. Также регулярно сообщается об открытии новых касс по продаже билетов на маршрутах с АСКП.

Если верить официальным данным, ситуация представляется крайне радужной. Порядочные пассажиры платят за билеты, Мосгортранс на вырученные деньги укомплектовывает штат водителей и пускает новые машины по загруженным маршрутам. Однако граждане пока не спешат радоваться. Возникает закономерный вопрос – почему?

Во-первых, касс, которые якобы удовлетворяют потребность пассажиров в билетах, на деле намного меньше, чем требуется. Одна касса на целый маршрут подойдет только гражданам, живущим неподалеку о места продажи. Остальным же придется выделять время специально для покупки билета.

Во-вторых, оптимизм чиновников относительно полного учета использующих маршрут пассажиров не совсем оправдан. Вспомним порядок действий – водитель открывает переднюю дверь, граждане с билетами проходят через турникет. Затем открываются двери, через которые пассажиры собираются выходить. Но в эти же двери спокойно входят безбилетники! Фактически, количество зарегистрированных и избежавших учета пассажиров практически одинаково. Однако данный факт официальными ведомствами никак не освещается, проблемы якобы не существует.

В-третьих, крайне странными выглядят заявления Мосгортранса о том, что теперь граждане могут быть спокойны – машин на маршрутах стало ровно столько, сколько требуется. При этом огромные очереди на остановках, толпы замерзших пассажиров, пытающихся по-одному войти в автобус, и явная агрессия в адрес замешкавшихся у турникета граждан ничем не объясняются. Вероятно, транспортной службе Москвы стоит дополнительно продумать способы разгрузки маршрутов, так как пока что принятых мер явно не достаточно.

Еще одним крайне любопытным моментом являются бабушки-кондукторы, сидящие у АСКП и продающие талоны на проезд. Смысл введения «электронных кондукторов» при сохранении живых не ясен. Можно предположить, что сопровождающие кондукторы просуществуют до тех пор, пока граждане Москвы окончательно не привыкнут покупать билеты заранее. Сейчас же экономия от введения АСКП не очевидна.

Любопытно также, почему Автоматическая система контроля проезда (по сути – контролер) названа «электронным кондуктором». К огромному сожалению большинства пассажиров, билеты она все-таки не продает.

Корреспондент ИА «Выборы-Инфо» обратился с просьбой прокомментировать ситуацию к известному российскому правозащитнику, председателю Комитета за гражданские права, члену Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ Андрею Владимировичу Бабушкину. Андрей Бабушкин заявил: «К сожалению, иногда социальные начинания городской власти и экономический интерес вступают в явное противоречие. Представьте себе ситуацияю - трамвай кое-как едет в час пик, на остановке набирается человек тридцать. И вот люди, под мокрым снегом стоя на заледеневшей площадочке, с которой и под сам трамвай свалиться можно, пытаются в темноте найти эти свои карточки. Возникает жуткий затор, иногда транспорт по пять минут стоит, а так ведь на каждой остановке!».

«Глядя на несчастных пассажиров, становится совершенно ясно, что проект Мосгортранса был совершенно безнравственным и аморальным по отношению к простым гражданам. Совершенно исчез человеческий фактор. Не всегда же безбилетник является таким уж принципиальным «зайцем», разное ведь может случиться - и беда, и опаздывает куда-то, и деньги украли. И водитель - человечный – мог раньше выслушать, войти в положение и разрешить человеку проехать», - подчеркивает Андрей Бабушкин.

«А с АСКП людей превращают в роботов, сам человек уже ничего не стоит, важен только его билет. Безнравственно превращать живых людей в маленькие винтики большой машины, когда ты сам ничего ничего не значишь, а нужны только твои деньги. Мы считаем, что введение турникетов просто бесчеловечно, и уже активно с этим боремся», - отметил правозащитник.

Общество Все новости раздела

Страсти по «Охта-центру»

01/12/2010

Реальность нынешнего Петербурга такова, что в последнее десятилетие не было денег ни на то, чтобы его сохранять, ни на то, чтобы его разрушать по примеру Москвы. Это стало и бедой города, и его спасением. О Петербурге принято думать как об архитектурной жемчужине мирового значения. А вот о пресловутых «блеске и нищете» - стыдливо умалчивать, будто нет ни ветшающих фасадов, ни осыпающихся декоров, ни текущих крыш, стоит отойти на десяток шагов в сторону от Невского.

Право быть невоздержанным иррациональным спорщиком заслужено и теми, кто сегодня поддерживает «Охта-центр», и теми, кто протестует против его возведения. Ведь невольным участником борьбы за огромное петербургское наследие сегодня является каждый житель города. Он расплачивается за «музыку, застывшую в камне», качеством своей жизни: ветшающей инфраструктурой, многочасовыми пробками, тысячами нерасселенных коммунальных квартир.

16/08/2006

"Каждому нужно найти свою формулу радости" - интервью со специалистом московского психологического центра "Зебра"

В условиях жизни в большом городе услуги квалифицированных психологов становятся все более востребованными. Люди осознают, что для решения каких-то проблем им требуется помощь со стороны специалистов, которые помогут разобраться в себе, своих взаимоотношениях с другими людьми, помочь расставить приоритеты в жизни и добиться намеченных целей.

15/11/2005

Улыбочку! Но не для всех фотографов

Скоро у российских «зимних выпускников» закончится последний семестр, им будет вручен диплом. Настанет момент расставания со своими преподавателями и однокурсниками… Но не надо о грустном. Ведь на фотографиях у всех должны быть счастливые лица. Заказывать выпускные фотоальбомы стало уже традицией. Сейчас вам кажется, что эти лица вы не забудете никогда. А спустя годы все будут представляться такими, какими запечатлены на фото- или видеопленке. Сегодня на рынке представлено немало компаний и частных лиц, предлагающих профессиональную фото- и видеосъемку. При этом в области организации фото- и видеосъемки, как и в любой другой сфере услуг, среднестатистическому потребителю не так уж и важно, насколько правильно компания позиционирует себя и на каких клиентов ориентируется; главное – это как фирма выполняет свою работу. Самым важным аргументом «за» было и остается доверие клиентов.

21/08/2005

Памятник Цою должен быть «народным»

Закончены бурные дискуссии по поводу установки памятника Виктору Цою. Называть точную дату еще рано, но ориентировочно памятник будет открыт в 2006 году, либо 21 июня – в день рождения Цоя, либо 15 августа – в День памяти. Попытки установить памятник предпринимались и ранее: у стены Цоя на Старом Арбате, а также в Парке культуры и отдыха им. Горького. Но в обоих случаях был получен отказ. Комиссия по монументальному искусству нашла памятнику другой уголок - у МГУ, на пересечении проспекта Вернадского и Университетского проспекта.