История аниме – японского анимационного искусства
25/01/2005
За последние годы в России существенно возрос интерес общества к культуре и быту Японии. То, что раньше было экзотикой, теперь стало частью повседневной жизни. Одним из таких аспектов культурной жизни Японии, прочно вошедших в нашу жизнь, стала японская анимация – аниме. Первые эксперименты в области мультипликации начались в Японии в 1913 году, но короткие ролики того времени еще не были тем, что теперь принято называть «аниме».
Первым анимационным фильмом считается «Новый альбом набросков» (1917) Симокавы Дэкотэна. В 20-х годах прошлого века продолжительность аниме не превышала 15 минут. Его делали на меленьких студиях художники-энтузиасты. Многие фильмы того времени повторяли сюжеты популярных американских сериалов, чаще всего «Кота Феликса», но большая часть все-таки была основа на традиционных китайских и японских сказках. Например, «Величайший герой Японии Момотаро». 1932 год стал переломным для искусства аниме - тогда Масаока Кэндзо создал первую анимационную студию «Masaoka Film Production» и в 1933 году снял на ней первый японский звуковой анимационный фильм «Сила и женщины мира».
Накануне Второй Мировой войны стали популярны милитаристские сюжеты, призванные укрепить уверенность японского народа в своей армии и поднять боевой дух населения. Вопреки расхожему мнению о том, что «искусство вне политики», первые полнометражные анимационные фильмы были сняты Сэо Мицуё по заказу японского правительства. В них рассказывалось об освободительных боях и подвигах человекообразных существ, защищавших Малайзию и Индонезию от рогатых чертей, под которыми подразумевались американские войска.
Но в начале 50-х годов ситуация в Японии изменилась – в стране с разрушенной экономикой одиночки не могут достичь успеха по материальным причинам. Естественным было создание анимационных студий американского образца, первой из которых стала «Nippon Douga» Масаокой Кэндзо и Ямамото Санаэ. Производство аниме крупными компаниями, а не художниками-одиночками, было более целесообразно, учитывая катастрофическую нехватку средств. После войны японская анимация находилась в кризисе также из-за огромного количества иностранных мультфильмов, заполонивших рынок. Первой по-настоящему большой и серьезной студией стала «Toei Douga», созданная в 1956 году Окава Хироси, купившим «Nippon Douga». Но 50-е годы не зря называют началом новой эпохи в аниме – расцвет японской анимационной культуры ознаменовался приходом на экраны уже очень известного мангаки (художника и автора японских комиксов) Тэдзуки Осаму. С его появлением существенно расширились тематические рамки аниме, приобрели популярность многосерийные фильмы. Тэдзука не планировал продолжать сказочно-историческую линию, он хорошо понимал общество, все внимание которого было сосредоточено в те годы на научной фантастике.
В январе 1963 уже на собственной студии господина Осаму вышел первый действительно популярный черно-белый телесериал «Могучий Атом». Успех был столько велик, что студии телевизионной анимации стали появляться одна за другой. В то время начали выделяться основные жанры, в которых после развивалось аниме.
В жанре «девушки-волшебницы» (сёдзё-аниме) сюжет обычно разворачивается вокруг девочки, неожиданно получившей магическую силу и вынужденной вести жизнь воина-мага. Первым таким фильмом стала «Ведьма Салли» студии «Toei Douga». К тому же жанру принадлежит и крайне популярный в России сериал «Красавица-воин Сейлор Мун» студии «Toei».
Среди мальчиков и молодых людей были популярны фильмы жанра «мехи» (управляемые боевые роботы), например, «Мазингер Зет» Нагая Го. Появились сериалы на спортивную тематику, ориентированные как на мужскую, так и на женскую аудиторию. Сейчас это совершенно особый жанр со своими законами и особенностями. Важность роли, которую сыграл Тэдзука Осаму, трудно переоценить, если принять во внимание тот факт, что именно он создал первый анимационный фильм для взрослых «Сказки 1001 ночи» по мотивам арабских эротических сказок, а после «Клеопатру» - смелое, почти порнографическое насмешливое повествование о жизни Рима. Позже из ярких экспериментов господина Осаму развилось целое направление в аниме – «хентай» (порнографическая и эротическая анимация).
В начале 80-х аниме стало больше ориентироваться на зрителей подросткового возраста, требовавших серьезных сюжетов и сложных миров взамен кукольной реальности. Наступила эра научной фантастики и космических эпопей, эра «Гандама» («Kidou Senshi Gundam»). 80-е годы по праву считаются золотым веком аниме – в то время значительно увеличилось количество серьезных фильмов, развились жанры «космической эпопеи» и фантастической комедии. После выхода «Жар-птицы 2772» Тэдзуки Осаму существенно вырос интерес зрителей к полнометражным фильмам. Аниме впервые стало выходить на видеокассетах, что повысило его доступность для поклонников. В начале 90-х годов в мире аниме господствовал киберпанк. Его каноны заложил вышедший в 1987-1991 годах сериал «Кризис каждый день» («Bubblegum Crisis») режиссера Акиямы Кацухито и дизайнера персонажей Соноды Кэнъити. Римейк культового фильма появился в конце 90-х под названием «Bubblegum Crisis Tokyo 2040» - еще более совершенное графически и сюжетно аниме, настоящий шедевр.
Но 90-е годы не стали временем правления одного жанра, и количество потрясающих фильмов конца ХХ века просто поражает воображение. В сокровищницу аниме вошли фильмы самых разных жанров и студий, начиная с сериалов «про девушек для девушек» и заканчивая фэнтезийными «Войнами Лодосса» и «Бастардом». Сейчас анимационное искусство активно развивается, занимают свою нишу фильмы, созданные с использованием компьютерных технологий. И, тем не менее, аниме по-прежнему остается таким, каким его полюбили миллионы японских зрителей, а за ними весь мир – оно остается ярким, необычным и бесконечно разнообразным, обещающим неведомые миры и действительно дарящим их.
Культура Все новости раздела
В Санкт-Петербурге пройдет Фестиваль этнической культуры ETHNOLIFE
12/01/2006
21 и 22 января концертном зале отеля «Санкт-Петербург» состоится Фестиваль этнической культуры ETHNOLIFE. Фестиваль пройдет при информационной поддержке Комитета по Культуре и Генерального Консульства Индии в Санкт-Петербурге. Как считают организаторы фестиваля, ETHNOLIFE – это решение приблизить древнее наследие мировой этнокультуры к технологиям и ритмам современной цивилизации; искусство жить в согласии с собой и окружающим миром.
Фестиваль популяризирует здоровый образ жизни, и выступает за межнациональную дружбу и культурное сотрудничество различных народов Земли. Оргкомитетом фестиваля готовится уникальная шоу-программа, которая соединит элементы различных национальных культур: Русско-Славянской, Армянской, Кельтской, Индийской, Китайской, Африканской, Латиноамериканской, Испанской.
08/12/2012
07/08/2006
05/06/2006
01/10/2005
26/09/2005
31/08/2005
28/08/2005
17/08/2005
17/08/2005
17/08/2005
16/08/2005
16/08/2005
15/08/2005
15/08/2005
13/08/2005
11/08/2005
30/11/2005
В «Вереске» пройдет презентация альбома «Рады & Терновника»
21 декабря в 21.00 в московском клубе «Вереск» состоится презентация нового альбома группы «Рада & Терновник» – «Заговоры». Альбом записывали более года, для участия в записи были приглашены музыканты, работающие в самых различных традициях. Сергей Старостин известен как хранитель русской традиции и исполнитель на древних русских народных инструментах – рожке, калюках, двойчатках. Настя Паписова, играющая на кельтской арфе, одна из первых в России начала осваивать этот сладкозвучный инструмент. Дима Глоба играет на тибетских трубах дунчен и ганлин, на австралийском инструменте диджерриду, а также, исполняет вокальные партии в стиле горлового пения. Один из лучших джазовых духовиков Сергей Летов вплетает звуки флейты и саксофона в сложную ткань песен «Р&Т», флейта вторит рожку, а саксофон кельтской арфе.
03/11/2005
В клубе «Релакс» состоится концерт памяти Игоря Талькова
9 ноября в московском клубе «Релакс» состоится концерт памяти поэта и музыканта Игоря Талькова. В концерте примут участие российские рок-группы «7 этаж», «Верховье», «Стеклярус», «Бензин». Музыканты исполнят песни Игоря Талькова, а также собственные произведения. Один из участников концерта, музыкант группы «Верховье» Дмитрий Коледин, заявил: «Мы играем на этом вечере, так как считаем, что Игорь Тальков – это человек духа и большой любви к истине, обладающий потрясающей честностью и искренностью, оказавший огромное влияние на формирование новой музыкальной и поэтической культуры России, в том числе и на наше мировоззрение. Игорь Тальков живет в нашем сердце».
07/10/2005
13 октября в Домжуре будут «менять восприятие музыки»
13 октября в Доме Журналистов состоится необычный концерт. Концертный сезон откроют два близких по духу музыкальных коллективв - Добровольный Оркестр хемулей и акустик-бэнд «ПОТАПОВ Л.». Добровольный Оркестр хемулей появился в конце 2002 года, акустик-бэнд «ПОТАПОВ Л.» - в начале 2003. У обеих команд уже есть своя аудиторию. Они отметились в ряде клубов и на фестивалях, побывали в эфире радио «Культура». Группы считают, что прошли похожие пути, которые сойдутся на сцене Дома Журналистов.