Могильщик лернейской гидры маньеризма (к выставке в Доме Фотографии в начале 2005 года)
01/05/2005

Роберт Мэпплторп – скандальный классик фотоискусства, повенчавший гомосексуальные эскапады с античным величием – умер от СПИДа в 1989 году. Любые, самые эпатажные его работы поражают знаковостью. Что бы он ни снимал – засовывание пальца в член или ноги в анус – все это выглядит не менее геральдично и дорого, чем олень на капоте роллс-ройса. Но знаковость не означает застылость: Мэпплторп любил снимать напряжение плоти как вибрацию биосферы. Мужчина в его творениях – прекрасный цветок с фаллическим пестиком. Покойный мэтр щедро дарит посетителям своих вернисажей такие букеты, оставляя масштаб совершенной провокации на усмотрение субъекта восприятия. Впрочем, настоящие цветы у Мэпплторпа, к которым он также неравнодушен, выглядят куда сексуальнее людей.
Во многих мэпплторповских цветах угадывается гипертрофированный образ женской угрозы. Если пестик-фаллос как бы олицетворяет стоическое предстояние, то хищно извивающиеся вокруг лепестки навевают половым инфантилам тревожные мысли об агрессии вагины. К слову, в одной из работ художника женское лоно инкрустировано черным скорпионом. Здесь у обычно античного по духу фотографа проскальзывает средневековая нотка.
Но скорпионами между женских ног средневековые граверы, в основном, пугали благочестивых бюргеров, обещая им ядовитые ужасы в инфернальных влагалищах за пределами родового гнезда. Античный идеал Мэпплторпа смотрел на проблему более глубоко и прагматично. К примеру, великий Платон, как известно, считал гетеросексуалов в худшем случае блудодеями, а в лучшем – людьми, имеющими опасную склонность к деторождению и браку. По его мнению, только мужчина, которого влечет ко всему мужскому, способен в зрелые годы обращаться, например, к государственной деятельности. Опираясь на античность, Мэпплторп возвышает гомосексуализм и невольно борется с мифом об ущербности однополой любви, подпитываемым в современной России козлоглазыми мастерами эстрадных перверсий и легендами об опетушениях на зоне. Типа в здоровом теле здоровый дух.
Напрашивающаяся мысль поместить гей-икону мировой фотографии в контекст всеобщей истории искусств вылилась в выставку «Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма», прошедшую не так давно в Московском доме фотографии. Куратор выставки Аркадий Ипполитов совместил работы Мэпплторпа с гравюрами так называемых «гарлемских академистов» конца XVI – начала XVII веков, в художественной программе которых видное место занимало штудирование обнаженной натуры. Ипполитов решил подчеркнуть их общность с фотографом в любви к изображению напряженной мускулатуры.
Здесь уместно небольшое лирическое отступление. Нельзя не отметить, что Ипполитов близок к кругу питерской «Новой Академии», где принято с пиететом относиться к знаменитому художественному объединению начала XX века «Мир Искусства» и его вальяжному шефу Сергею Павловичу Дягилеву. Покровитель балета, Дягилев также был охоч до любования мужской мускулатурой и не приветствовал увлечения своих любимцев женским полом. Гомосексуальность балета вообще – притча во языцех, так и требующая здесь провокативно-тезисной тележки. Совершенство атлетизма и пластической выразительности превращает мужчину в драгоценность, которой с женщиной жаль делиться. Ибо она сама ею делиться ни с кем не станет. Оковы! Пропадет человек. Напротив, к лесбийской любви женщину, как правило, ведет ее нежелание напрягаться, чтобы высоко нести крест своей личной драгоценности. Среди балерин лесбиянок мало. Мэпплторп сценами лесбийской любви также не увлекался – равно как и христианской.
Закономерно, что совмещение гей-иконы с набожными гарлемскими маньеристами дало неблагоприятный для них эффект. Ведь как возник культ маньеризма? Советское искусствознание в своей понятной тяге к материализму везде и во всем, яростно превозносило античность и Ренессанс. Маньеризм, простерший над Европой совиные крылья воинствующего идеализма в период Контрреформации второй половины XVI века, был совкам ненавистен. «Буржуазные» критики, напротив, им размахивали, пытаясь с его помощью ущучить столь любезное советским имперским вкусам Высокое Возрождение. Маньеризм объявлялся ими провозвестником современной эры сюрреализма и абстрактного искусства, «восстанием против материализма и догматизма, деспиритуализации и деперсонализации жизни» (А. Хаузер). С крахом СССР любовь к маньеризму воцарилась и в постсоветской арт-критике, жаждавшей порвать с постылым прошлым. Старые советские искусствоведы опустили руки.
Но внедрение гравюр гарлемских маньеристов в пространство Мэпплторпа выявило их мутную сущность. Фотограф с того света отомстил за попранные идеи Возрождения, сделав его опорой своего самоотверженного мостика из дохристианского мира античности в современный постхристианский. Если Мэпплторп, в духе заветов теоретика Ренессанса Альберти, предпочитает любоваться объектом своей страсти на чистом фоне, то каждый кусочек работ гарлемцев перенасыщен изобразительными мотивами – удушающими все живое лентами аллегорических образов. Рачительные нидерландцы считали гладкое, ничем не заполненное поле выражением бедности и пустоты. В самых неожиданных местах их гравюра прорастает какой-нибудь когтисто-перепончатокрылой тварью, напоминающей о недремлющих силах зла. Для Мэпплторпа зло не существует – есть только открытая реальность. Бескомпромиссное соитие с которой и сгубило его в 42 года.
Выставка «Роберт Мэпплторп и классическая традиция» впервые была представлена летом прошлого года в Германии, где имела огромный резонанс. Зимой она перебралась в Эрмитаж, и лишь после этого доехала до Москвы. Отсутствие в экспозиции наиболее эпатажных работ мастера, к сожалению, изрядно снизило интерес столичной культурной общественности к выставке.
(c) ART-DIGGER, (c) ИА «Выборы-Инфо»
Культура Все новости раздела
В Санкт-Петербурге пройдет Фестиваль этнической культуры ETHNOLIFE
12/01/2006
21 и 22 января концертном зале отеля «Санкт-Петербург» состоится Фестиваль этнической культуры ETHNOLIFE. Фестиваль пройдет при информационной поддержке Комитета по Культуре и Генерального Консульства Индии в Санкт-Петербурге. Как считают организаторы фестиваля, ETHNOLIFE – это решение приблизить древнее наследие мировой этнокультуры к технологиям и ритмам современной цивилизации; искусство жить в согласии с собой и окружающим миром.
Фестиваль популяризирует здоровый образ жизни, и выступает за межнациональную дружбу и культурное сотрудничество различных народов Земли. Оргкомитетом фестиваля готовится уникальная шоу-программа, которая соединит элементы различных национальных культур: Русско-Славянской, Армянской, Кельтской, Индийской, Китайской, Африканской, Латиноамериканской, Испанской.
08/12/2012
07/08/2006
05/06/2006
01/10/2005
26/09/2005
31/08/2005
28/08/2005
17/08/2005
17/08/2005
17/08/2005
16/08/2005
16/08/2005
15/08/2005
15/08/2005
13/08/2005
11/08/2005
30/11/2005
В «Вереске» пройдет презентация альбома «Рады & Терновника»
21 декабря в 21.00 в московском клубе «Вереск» состоится презентация нового альбома группы «Рада & Терновник» – «Заговоры». Альбом записывали более года, для участия в записи были приглашены музыканты, работающие в самых различных традициях. Сергей Старостин известен как хранитель русской традиции и исполнитель на древних русских народных инструментах – рожке, калюках, двойчатках. Настя Паписова, играющая на кельтской арфе, одна из первых в России начала осваивать этот сладкозвучный инструмент. Дима Глоба играет на тибетских трубах дунчен и ганлин, на австралийском инструменте диджерриду, а также, исполняет вокальные партии в стиле горлового пения. Один из лучших джазовых духовиков Сергей Летов вплетает звуки флейты и саксофона в сложную ткань песен «Р&Т», флейта вторит рожку, а саксофон кельтской арфе.
03/11/2005
В клубе «Релакс» состоится концерт памяти Игоря Талькова
9 ноября в московском клубе «Релакс» состоится концерт памяти поэта и музыканта Игоря Талькова. В концерте примут участие российские рок-группы «7 этаж», «Верховье», «Стеклярус», «Бензин». Музыканты исполнят песни Игоря Талькова, а также собственные произведения. Один из участников концерта, музыкант группы «Верховье» Дмитрий Коледин, заявил: «Мы играем на этом вечере, так как считаем, что Игорь Тальков – это человек духа и большой любви к истине, обладающий потрясающей честностью и искренностью, оказавший огромное влияние на формирование новой музыкальной и поэтической культуры России, в том числе и на наше мировоззрение. Игорь Тальков живет в нашем сердце».
07/10/2005
13 октября в Домжуре будут «менять восприятие музыки»
13 октября в Доме Журналистов состоится необычный концерт. Концертный сезон откроют два близких по духу музыкальных коллективв - Добровольный Оркестр хемулей и акустик-бэнд «ПОТАПОВ Л.». Добровольный Оркестр хемулей появился в конце 2002 года, акустик-бэнд «ПОТАПОВ Л.» - в начале 2003. У обеих команд уже есть своя аудиторию. Они отметились в ряде клубов и на фестивалях, побывали в эфире радио «Культура». Группы считают, что прошли похожие пути, которые сойдутся на сцене Дома Журналистов.